Молодёжная редакция

Главная / Статьи

Шипилова Полина

6 Октября 2025, 19:51

В Москве отреставрировали редчайший грузовой трамвай 1932 года

Фото: Музей транспорта Москвы (архивное фото)

Музей транспорта Москвы завершил масштабную реставрацию уникального экспоната — крановой платформы СВАРЗ 1932 года выпуска.

Этот раритетный грузовой трамвай скоро займёт почётное место в постоянной экспозиции, которая откроется в знаменитом гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице.

«Музей транспорта Москвы завершил восстановление крановой платформы СВАРЗ — одного из двух сохранившихся экземпляров этой модели. Такие платформы применялись для перемещения грузов до восьми тонн. По поручению Сергея Собянина продолжаем масштабную программу реставрации исторической техники», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.

История этого необычного транспортного средства началась в конце 1920-х, когда московскому трамвайному хозяйству требовалось решение для перевозки тяжёлых деталей к месту ремонта. Автомобилей катастрофически не хватало, и Сокольнический вагоноремонтный завод разработал специальный грузовой трамвай с ручной крановой установкой.

К 1932 году было создано шесть таких самоходных платформ грузоподъёмностью восемь тонн — они распределились по всем московским депо. Эти вагоны почти полвека исправно служили городу, и только в 1980-х их начали заменять автомобилями. До наших дней дожили всего два экземпляра, и один из них теперь стал жемчужиной коллекции Музея транспорта.

Реставрация оказалась сложнейшей задачей. «Реставрация экспоната длилась более двух лет. В процессе работы крановую платформу полностью разобрали на детали, заменили поврежденные элементы и воссоздали ее заново, настолько глобальное было вмешательство. Самым трудоемким этапом стало восстановление рамы: металлические детали очистили от следов коррозии, а деревянные элементы реконструировали с использованием особой породы дуба. Были полностью воссозданы рама платформы, кабины вагона и кран-балка. Многие детали пришлось изготавливать заново по сохранившимся образцам и чертежам СВАРЗ», — добавила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.

Интересно, что именно эта платформа с 1932 года работала в депо имени Баумана на той самой Новорязанской улице, где теперь будет выставлена в отреставрированном гараже Мельникова — памятнике архитектуры советского авангарда.

Музей транспорта Москвы продолжает восстанавливать историческую технику, создавая живую летопись того, что на самом деле движет столицей. В его фондах — более 250 экспонатов: от ретро-автомобилей до уникальных трамваев, каждый со своей увлекательной историей.

Читайте также

Как московские школьники провели лето

Подробнее

Москва ищет киношников: стартовал конкурс грантов за лучший образ столицы

Подробнее

Гранты для добра: в Москве стартует школа для социальных проектов

Подробнее