Главная / Статьи
Стены в воздухе и обои XVIII века: как реставрируют Останкинский дворец

Источник: mos.ru
Пока москвичи считают, что реставрация Останкинского дворца идёт медленно, специалисты уверяют: работы идут в ускоренном темпе. Египетский павильон уже открыт для посещения, а главное здание и Итальянский павильон находятся в активной фазе восстановления.
Олег Тиунов и Виктор Голуб — ведущие архитекторы-реставраторы проекта — раскрыли секреты самой сложной реставрации деревянного памятника в России.
Вместо того чтобы разбирать здание до основания, реставраторы придумали, как буквально «вывесить» стены в воздухе. «Деревянная стена вывешивается — в прямом смысле висит в воздухе. Весь Египетский павильон высотой около 12 метров — каждую стену мы вывешивали историческим способом, страхуясь, конечно, современными металлическими конструкциями. Вывешивали так, чтобы интерьер ни на сантиметр не дрогнул», — описывает технологию Олег Тиунов.
«Ищем дерево не младше 100 лет, поскольку такое дерево лучше себя ведёт при соединении со старым материалом. Причём склеиваем вставки с оригинальным массивом обратимым столярным клеем, так как будущим реставраторам при необходимости будет легче разъединить старое и наше новое», — объясняет Виктор Голуб.
Даже исторические гвозди не выбрасывают: «Все гвозди, которые мы вытаскиваем, реставлярируем, возвращаем на место, причём стараемся вплоть до сантиметра на то же самое место возвращать, насколько это возможно».
Особенной находкой стали обои XVIII века. «Никто из посетителей никогда не подумает о том, что это не роспись, а обои. Они выполнены в технике ксилографии, то есть гравюры. Использовано не меньше 25 цветов», — поясняет архитектор. «Мы до последнего не верили, что сохранился такой объём подлинных обоев. Их можно назвать музейной сенсацией. Это уникальный случай для России: XVIII век сохранился не фрагментами, а целыми залами».
После смерти Прасковьи в 1803 году дворец «уснул», что и помогло сохранить уникальные интерьеры практически в первозданном виде. Сейчас реставраторы делают всё возможное, чтобы вернуть этому месту былое великолепие, сохранив его душу и историю.
Олег Тиунов и Виктор Голуб — ведущие архитекторы-реставраторы проекта — раскрыли секреты самой сложной реставрации деревянного памятника в России.
Инженерное чудо: как «подвешивают» исторические стены
За огромным реставрационным каркасом скрывается картина, способная шокировать непосвящённого: штукатурка частично снята, обнажена дранка, стены держатся на подпорках. Но на самом деле это самый бережный подход к восстановлению.Вместо того чтобы разбирать здание до основания, реставраторы придумали, как буквально «вывесить» стены в воздухе. «Деревянная стена вывешивается — в прямом смысле висит в воздухе. Весь Египетский павильон высотой около 12 метров — каждую стену мы вывешивали историческим способом, страхуясь, конечно, современными металлическими конструкциями. Вывешивали так, чтобы интерьер ни на сантиметр не дрогнул», — описывает технологию Олег Тиунов.
Хирургическая точность вместо простых решений
Реставраторы работают с историческим материалом как хирурги — шприцами и скальпелями. Деревянные брёвна, которым по 200 лет, с одной стороны выглядят превосходно, а с другой — подгнившие, с трухой внутри. Но вместо полной замены специалисты работают фрагментами.«Ищем дерево не младше 100 лет, поскольку такое дерево лучше себя ведёт при соединении со старым материалом. Причём склеиваем вставки с оригинальным массивом обратимым столярным клеем, так как будущим реставраторам при необходимости будет легче разъединить старое и наше новое», — объясняет Виктор Голуб.
Даже исторические гвозди не выбрасывают: «Все гвозди, которые мы вытаскиваем, реставлярируем, возвращаем на место, причём стараемся вплоть до сантиметра на то же самое место возвращать, насколько это возможно».
Сенсационная находка: обои, пережившие века
Итальянский павильон поражает воображение даже в своём нынешнем состоянии. «Мы находимся в самом роскошном интерьере Останкинского дворца. В Итальянском павильоне чудом за 230 лет сохранилась его абсолютно подлинная отделка с совершенно зашкаливающей степенью подлинности», — рассказывает Виктор Голуб.Особенной находкой стали обои XVIII века. «Никто из посетителей никогда не подумает о том, что это не роспись, а обои. Они выполнены в технике ксилографии, то есть гравюры. Использовано не меньше 25 цветов», — поясняет архитектор. «Мы до последнего не верили, что сохранился такой объём подлинных обоев. Их можно назвать музейной сенсацией. Это уникальный случай для России: XVIII век сохранился не фрагментами, а целыми залами».
Дворец с историей любви
Останкинский дворец — это не просто архитектурный памятник, а свидетельство одной из самых романтичных историй России. Построенный в 1790-е годы как летняя театральная резиденция, он стал подарком Николая Шереметева крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. Их история — воплощение идей эпохи Просвещения о равенстве и гуманизме.После смерти Прасковьи в 1803 году дворец «уснул», что и помогло сохранить уникальные интерьеры практически в первозданном виде. Сейчас реставраторы делают всё возможное, чтобы вернуть этому месту былое великолепие, сохранив его душу и историю.