Главная / Новости
Как в Москве учат специалистов соцсферы: от первой помощи до эмоционального интеллекта
1 Августа 2025

Источник: mos.ru
В столице работает Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы — место, где учат не просто помогать, а делать это профессионально.
17 лет назад институт открыл свои двери для сотрудников соцзащиты, психологов, логопедов и других специалистов. Сегодня здесь можно освоить новую профессию с нуля или прокачать уже имеющиеся навыки — от ухода за пожилыми до медиации семейных конфликтов.
«Москва задает высокую планку, постоянно внедряя новые технологии и стандарты оказания услуг. В институте проводят разные курсы — от программ профессиональной переподготовки продолжительностью шесть — девять месяцев до онлайн-тренингов, пройти которые можно за час. Например, мы готовим специалистов по надомному обслуживанию: кандидаты на должность изучают особенности ухода за людьми старшего возраста, тонкости взаимодействия, в том числе при когнитивных изменениях, — говорит директор института Игорь Тимофеев. — Также можно получить профессию медиатора — посредника при семейных конфликтах. Курсы повышения квалификации предназначены для тех, кто хочет совершенствоваться в своем деле. Прокачиваем и мягкие навыки: умение договариваться, доносить свою мысль, слышать собеседника».
Один из самых впечатляющих моментов — симуляционный класс, где отрабатывают навыки первой помощи. Манекены с гибкой грудной клеткой, адаптивная посуда и даже «костюм эмпатии» — все это помогает будущим специалистам почувствовать, с какими трудностями сталкиваются их подопечные.
«У нас учат, как в стремлении помочь не надорвать ни спину, ни душу, — объясняет преподаватель Светлана Моисеенко. — Например, чтобы избежать выгорания, необходимо восполнять энергию. Встречи с близкими, театры, экскурсии, путешествия — рецепт у каждого свой. В работе с людьми нельзя дать себе угаснуть».
Среди студентов — и те, кто только начинает карьеру, и опытные сотрудники. Сергей Белов, помощник по уходу, признается: «Для помощников по уходу особенно важна психологическая подготовка, потому что забота о людях старшего возраста забирает много моральных ресурсов. Важно проявлять внимание, сочувствие, терпение. Профессиональные навыки тоже надо развивать. Я уже был знаком с правилами оказания первой помощи, но этот курс оказался подробнее, с практикой на современных тренажерах. Планирую посещать и другие занятия института».
А для руководителей соцучреждений в институте проводят тренинги по управлению командами и публичным выступлениям. «Чтобы оставаться профессионалом своего дела, сотруднику соцзащиты нужно находиться в среде, мотивирующей к развитию: в ней можно научиться новому, обменяться опытом, побыть в кругу единомышленников. Институт дополнительного профессионального образования именно такая среда», — уверена педагог Елена Сильванович.
Институт не просто учит — он меняет подход к социальной работе, делая ее более человечной и профессиональной.
17 лет назад институт открыл свои двери для сотрудников соцзащиты, психологов, логопедов и других специалистов. Сегодня здесь можно освоить новую профессию с нуля или прокачать уже имеющиеся навыки — от ухода за пожилыми до медиации семейных конфликтов.
«Москва задает высокую планку, постоянно внедряя новые технологии и стандарты оказания услуг. В институте проводят разные курсы — от программ профессиональной переподготовки продолжительностью шесть — девять месяцев до онлайн-тренингов, пройти которые можно за час. Например, мы готовим специалистов по надомному обслуживанию: кандидаты на должность изучают особенности ухода за людьми старшего возраста, тонкости взаимодействия, в том числе при когнитивных изменениях, — говорит директор института Игорь Тимофеев. — Также можно получить профессию медиатора — посредника при семейных конфликтах. Курсы повышения квалификации предназначены для тех, кто хочет совершенствоваться в своем деле. Прокачиваем и мягкие навыки: умение договариваться, доносить свою мысль, слышать собеседника».
Один из самых впечатляющих моментов — симуляционный класс, где отрабатывают навыки первой помощи. Манекены с гибкой грудной клеткой, адаптивная посуда и даже «костюм эмпатии» — все это помогает будущим специалистам почувствовать, с какими трудностями сталкиваются их подопечные.
«У нас учат, как в стремлении помочь не надорвать ни спину, ни душу, — объясняет преподаватель Светлана Моисеенко. — Например, чтобы избежать выгорания, необходимо восполнять энергию. Встречи с близкими, театры, экскурсии, путешествия — рецепт у каждого свой. В работе с людьми нельзя дать себе угаснуть».
Среди студентов — и те, кто только начинает карьеру, и опытные сотрудники. Сергей Белов, помощник по уходу, признается: «Для помощников по уходу особенно важна психологическая подготовка, потому что забота о людях старшего возраста забирает много моральных ресурсов. Важно проявлять внимание, сочувствие, терпение. Профессиональные навыки тоже надо развивать. Я уже был знаком с правилами оказания первой помощи, но этот курс оказался подробнее, с практикой на современных тренажерах. Планирую посещать и другие занятия института».
А для руководителей соцучреждений в институте проводят тренинги по управлению командами и публичным выступлениям. «Чтобы оставаться профессионалом своего дела, сотруднику соцзащиты нужно находиться в среде, мотивирующей к развитию: в ней можно научиться новому, обменяться опытом, побыть в кругу единомышленников. Институт дополнительного профессионального образования именно такая среда», — уверена педагог Елена Сильванович.
Институт не просто учит — он меняет подход к социальной работе, делая ее более человечной и профессиональной.