Главная / Новости
Фарфоровая тайна: в Калошином переулке нашли помадную баночку с французским акцентом
25 Июля 2025

Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы
Археологическая находка в самом сердце Москвы — миниатюрная фарфоровая баночка для косметики XIX-XX веков с неожиданным «французским следом». На дне сосуда красуется петух — символ Франции со времён Великой революции.
«Находка уже отреставрирована и в составе коллекции будет передана в Музей Москвы», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Производство таких средств было серьёзным бизнесом — к 1850 году в Москве работало 11 помадных фабрик с оборотом 400 тысяч рублей в год.
Этот галльский символ появился не случайно. Петух стал эмблемой Франции ещё во времена революции, когда его изображение чеканили на монетах. Интересно, что сама баночка — отечественного производства, сделана из гжельской глины. Видимо, наши предки таким хитрым способом намекали на французское происхождение содержимого.
Гжельские мастера, снабжавшие ещё Алексея Михайловича аптекарской посудой, делали эти баночки особо прочными — с толстыми стенками и массивным дном. Внутри — белая глазурь, снаружи — цветное покрытие с оловом для защиты содержимого.
Находка сделана во время раскопок между Арбатом и Сивцевым Вражком, где археологи собрали целую коллекцию артефактов XVI-XIX веков: курительные трубки, изразцы, другие образцы старинной косметической тары. Скоро все они пополнят фонды Музея Москвы, а пока — проходят тщательную реставрацию.
«Находка уже отреставрирована и в составе коллекции будет передана в Музей Москвы», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Производство таких средств было серьёзным бизнесом — к 1850 году в Москве работало 11 помадных фабрик с оборотом 400 тысяч рублей в год.
Этот галльский символ появился не случайно. Петух стал эмблемой Франции ещё во времена революции, когда его изображение чеканили на монетах. Интересно, что сама баночка — отечественного производства, сделана из гжельской глины. Видимо, наши предки таким хитрым способом намекали на французское происхождение содержимого.
Гжельские мастера, снабжавшие ещё Алексея Михайловича аптекарской посудой, делали эти баночки особо прочными — с толстыми стенками и массивным дном. Внутри — белая глазурь, снаружи — цветное покрытие с оловом для защиты содержимого.
Находка сделана во время раскопок между Арбатом и Сивцевым Вражком, где археологи собрали целую коллекцию артефактов XVI-XIX веков: курительные трубки, изразцы, другие образцы старинной косметической тары. Скоро все они пополнят фонды Музея Москвы, а пока — проходят тщательную реставрацию.