Главная / Новости
Дефектологи Москвы: как специалисты помогают особенным детям найти свой путь
Анна Александрова. Фото: пресс-служба Департамента образования и науки города Москвы
19 ноября в России отмечают Международный день дефектолога — профессии, которая меняет жизни тысяч детей. В столичных школах и детских садах сегодня работают почти две тысячи таких специалистов, помогая ребятам с особенностями развития учиться и общаться.
«Дефектолог — это врач, психолог и учитель в одном лице. Ежедневно я работаю с детьми, помогая им преодолевать трудности в обучении. На занятиях мы развиваем внимание, память и мышление. Вместе мы учимся видеть связи между событиями, находить сходства и различия, группировать предметы и делать выводы. Возможности этой работы безграничны, и в этой многогранности — её главная ценность. Приносить пользу тем, кто больше всего в этом нуждается, — это важно для ребёнка, для его семьи и для всего общества», — отмечает Анна Александрова, учитель-дефектолог школы № 1542, победитель Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России — 2025».
Если родители замечают, что ребёнок развивается иначе, чем другие дети, проявляет особенности поведения или сталкивается с серьёзными трудностями в обучении, они могут записаться на диагностический приём на портале mos.ru. Чтобы определить необходимость таких занятий с логопедом или психологом, следует обратиться в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.
«Моя работа — это поиск обходных путей, когда привычный способ обучения недоступен. Если ребёнок не говорит, мы учим общаться с помощью карточек и жестов. Если не может усидеть за партой — проводим занятия в движении. Результат — это не мгновенное исцеление, а терпение и радость от каждого, даже самого маленького, движения вперёд. Дефектолог не волшебник, а проводник, помогающий уникальному ребёнку и его семье найти собственную дорогу к развитию», — отмечает Наталья Чигрецкая.
Один раз к ней обратилась мама девочки, которая не могла запомнить цифры и путала геометрические фигуры. В течение учебного года дефектолог работала с ученицей, тренируя её память и используя собственную специальную систему поощрений за выполненные задания. В результате школьница освоила счёт до 10 и начала различать фигуры.
Ставь лайк и подписывайся на нашу страницу в Дзене, если хочешь видеть больше интересных материалов
Мероприятия для детей и молодёжи ищи на сайте Молодёжной редакции и на портале «Молодёжь Москвы»
Если статья была полезной — отправь её друзьям!
Кому помогают дефектологи
Эти специалисты работают с детьми, у которых есть задержка психического развития, интеллектуальные нарушения, расстройства аутистического спектра, а также проблемы со слухом, зрением, вниманием и поведением. Их главная задача — помочь ребёнку развить способности до максимально возможного уровня, адаптироваться к окружающему миру, научиться общаться и владеть навыками самообслуживания.Специализации дефектологов
У дефектологов есть разные направления работы. Тифлопедагог занимается с детьми с нарушениями зрения, сурдопедагог — с ребятами с нарушениями слуха, а олигофренопедагог — с учениками с ментальными нарушениями.«Дефектолог — это врач, психолог и учитель в одном лице. Ежедневно я работаю с детьми, помогая им преодолевать трудности в обучении. На занятиях мы развиваем внимание, память и мышление. Вместе мы учимся видеть связи между событиями, находить сходства и различия, группировать предметы и делать выводы. Возможности этой работы безграничны, и в этой многогранности — её главная ценность. Приносить пользу тем, кто больше всего в этом нуждается, — это важно для ребёнка, для его семьи и для всего общества», — отмечает Анна Александрова, учитель-дефектолог школы № 1542, победитель Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России — 2025».
Как проходят занятия
В работе дефектологи используют коррекционные методики, которые напоминают игру и включают специальные упражнения, развивающие задания. Они направлены на улучшение мышления, памяти, внимания, речи, моторики и навыков общения ученика.Если родители замечают, что ребёнок развивается иначе, чем другие дети, проявляет особенности поведения или сталкивается с серьёзными трудностями в обучении, они могут записаться на диагностический приём на портале mos.ru. Чтобы определить необходимость таких занятий с логопедом или психологом, следует обратиться в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.
История успеха
Наталья Чигрецкая уже восемь лет работает учителем-дефектологом в Городском психолого-педагогическом центре. Она считает, что главная задача таких специалистов — найти подход к каждому ребёнку.«Моя работа — это поиск обходных путей, когда привычный способ обучения недоступен. Если ребёнок не говорит, мы учим общаться с помощью карточек и жестов. Если не может усидеть за партой — проводим занятия в движении. Результат — это не мгновенное исцеление, а терпение и радость от каждого, даже самого маленького, движения вперёд. Дефектолог не волшебник, а проводник, помогающий уникальному ребёнку и его семье найти собственную дорогу к развитию», — отмечает Наталья Чигрецкая.
Один раз к ней обратилась мама девочки, которая не могла запомнить цифры и путала геометрические фигуры. В течение учебного года дефектолог работала с ученицей, тренируя её память и используя собственную специальную систему поощрений за выполненные задания. В результате школьница освоила счёт до 10 и начала различать фигуры.
Ставь лайк и подписывайся на нашу страницу в Дзене, если хочешь видеть больше интересных материалов
Мероприятия для детей и молодёжи ищи на сайте Молодёжной редакции и на портале «Молодёжь Москвы»
Если статья была полезной — отправь её друзьям!